Обычная версия

О воспитательной работе в школе

Воспитательная работа – одно из самых важных направлений в школе. Ведь учителя призваны не только качественно и доступно передавать знания, но и положительно влиять на формирование личности ученика, способствуя его всестороннему развитию, укреплению здоровья и нравственности.

Учитель и ученики.

Занимаясь планированием воспитательной работы в классе, классный руководитель должен строить её на системном подходе.

Воспитательная система класса — это педагогическая работа, которая направлена на организацию жизнедеятельности учеников класса и их воспитания, построенная на целостной и упорядоченной совокупности компонентов для развития каждой личности ученика и класса в целом.

Педагоги выделяют следующие противоречия, которые могут появиться в любом классе:

  • нетерпимость учеников друг к другу;
  • эгоизм;
  • сложности в межличностном общении между учениками;
  • нежелание и неумение делать что-то полезное на общее благо;
  • агрессия и нервозность детей.

Почувствовать себя личностью.

Исходя из этого, педагог должен организовать воспитательную деятельность в классе так, чтобы:

  • создать пространство, в котором каждый ученик мог ощущать себя как личность, беспрепятственно общаясь и успешно получая знания;
  • каждый ребёнок мог бы максимально раскрыть свои задатки и способности, улучшить и приобрести новые положительные качества характера.

А для этого необходимо вести воспитательную работу в классе, основанную на системном подходе.

Цели воспитательной системы класса:

  • Развитие гармоничной разносторонней личности учащихся.
  • Воспитание человека, обладающего высокой культурой и творческим потенциалом.

школа - место радости и творчества.

Для того чтобы цели были достигнуты, классный руководитель должен обращать внимание на реализацию следующих моментов:

  • Содействие формированию культуры общения между учениками.
  • Создание условий для оптимального раскрытия творческих способностей каждого ребёнка.
  • Осуществление правильного нравственного воспитания школьников.
  • Воспитание сознательного отношения к обучению и потребности в самостоятельной познавательной деятельности.
  • Воспитание толерантности.
  • Формирование и раскрытие индивидуальности каждого воспитанника.
  • Сплочение классного ученического коллектива.
  • Создание условий для выработки собственного мнения у каждого ученика.
  • Помощь в профессиональной ориентации.
  • Формирование у учащихся понятия о приоритете здорового образа жизни.

Дружба.

Главный смысл воспитательной системы в классе в том, чтобы создать комфортную для каждого ученика атмосферу, в которой он будет развиваться как личность и успешно усваивать знания.

Направления работы с учащимися

При организации воспитательной работы с учениками класса, классному руководителю следует ориентироваться на общую систему воспитательной работы в школе. Она обычно включается в себя следующие направления:

  • познавательно-информационное, интеллектуальное;
  • историко-патриотическое;
  • краеведческое;
  • трудовое;
  • профориентационное;
  • спортивно-оздоровительное;
  • художественно-эстетическое;
  • экологическое;
  • духовно-нравственное.

Физическая культура - основа здоровья школьника.

Каждое направление классный руководитель раскрывает самостоятельно, ориентируясь на свой опыт и лучший педагогический опыт, на тенденции развития образования и рекомендации государственных структур, которые регулируют деятельность образовательных учреждений.

Для реализации целей и задач воспитательной работы классный руководитель может внедрять всевозможные формы и методы, например:

  • обогащать учебную работу воспитательными моментами, направленными на воспитание понимания у детей общечеловеческих ценностей, национальной культуры;
  • проводить внеклассные мероприятия по различным темам, в том числе и с целью развития коммуникативной культуры школьников, развития их творческих способностей;
  • активно взаимодействовать с родителями учеников, как в виде проведения родительских собраний, так и в виде проведения индивидуальной работы;
  • развивать лидерские и организаторские способности учеников путём развития ученического самоуправления;
  • анализировать уровень учебной работы учащихся;
  • осуществлять помощь каждому ученику в профессиональном самоопределении
    по каждому из направлений воспитательной деятельности проводить интересные мероприятия, например тематические классные часы, викторины и конкурсы, праздники, игры, турниры и т. д.

Для того чтобы воспитательная работа была результативной, учителю следует заботиться о постоянном повышении своей психолого-педагогической компетенции.

Кинолекторий в школе.

Важнейшим направлением воспитательной работы в школе является профилактика вредных привычек, правонарушений и безнадзорности. Опыт педагогов свидетельствует о том, что с этой целью эффективным является проведение следующей работы с учащимися:

  • контроль над посещаемостью учащихся;
  • популяризация занятости учеников во внеурочное время в секциях и кружках учреждений внешкольной работы, формирующих здоровый образ жизни;
  • проведение тематических профилактических часов, беседы, обсуждения, встречи с интересными людьми, специалистами, докторами;
  • проведение специализированных тренингов и игр;
  • организация конкурсов сочинений;
  • кинолектории.