Воспитательная работа – одно из самых важных направлений в школе. Ведь учителя призваны не только качественно и доступно передавать знания, но и положительно влиять на формирование личности ученика, способствуя его всестороннему развитию, укреплению здоровья и нравственности.
Занимаясь планированием воспитательной работы в классе, классный руководитель должен строить её на системном подходе.
Воспитательная система класса — это педагогическая работа, которая направлена на организацию жизнедеятельности учеников класса и их воспитания, построенная на целостной и упорядоченной совокупности компонентов для развития каждой личности ученика и класса в целом.
Педагоги выделяют следующие противоречия, которые могут появиться в любом классе:
- нетерпимость учеников друг к другу;
- эгоизм;
- сложности в межличностном общении между учениками;
- нежелание и неумение делать что-то полезное на общее благо;
- агрессия и нервозность детей.
Исходя из этого, педагог должен организовать воспитательную деятельность в классе так, чтобы:
- создать пространство, в котором каждый ученик мог ощущать себя как личность, беспрепятственно общаясь и успешно получая знания;
- каждый ребёнок мог бы максимально раскрыть свои задатки и способности, улучшить и приобрести новые положительные качества характера.
А для этого необходимо вести воспитательную работу в классе, основанную на системном подходе.
Цели воспитательной системы класса:
- Развитие гармоничной разносторонней личности учащихся.
- Воспитание человека, обладающего высокой культурой и творческим потенциалом.
Для того чтобы цели были достигнуты, классный руководитель должен обращать внимание на реализацию следующих моментов:
- Содействие формированию культуры общения между учениками.
- Создание условий для оптимального раскрытия творческих способностей каждого ребёнка.
- Осуществление правильного нравственного воспитания школьников.
- Воспитание сознательного отношения к обучению и потребности в самостоятельной познавательной деятельности.
- Воспитание толерантности.
- Формирование и раскрытие индивидуальности каждого воспитанника.
- Сплочение классного ученического коллектива.
- Создание условий для выработки собственного мнения у каждого ученика.
- Помощь в профессиональной ориентации.
- Формирование у учащихся понятия о приоритете здорового образа жизни.
Главный смысл воспитательной системы в классе в том, чтобы создать комфортную для каждого ученика атмосферу, в которой он будет развиваться как личность и успешно усваивать знания.
Направления работы с учащимися
При организации воспитательной работы с учениками класса, классному руководителю следует ориентироваться на общую систему воспитательной работы в школе. Она обычно включается в себя следующие направления:
- познавательно-информационное, интеллектуальное;
- историко-патриотическое;
- краеведческое;
- трудовое;
- профориентационное;
- спортивно-оздоровительное;
- художественно-эстетическое;
- экологическое;
- духовно-нравственное.
Каждое направление классный руководитель раскрывает самостоятельно, ориентируясь на свой опыт и лучший педагогический опыт, на тенденции развития образования и рекомендации государственных структур, которые регулируют деятельность образовательных учреждений.
Для реализации целей и задач воспитательной работы классный руководитель может внедрять всевозможные формы и методы, например:
- обогащать учебную работу воспитательными моментами, направленными на воспитание понимания у детей общечеловеческих ценностей, национальной культуры;
- проводить внеклассные мероприятия по различным темам, в том числе и с целью развития коммуникативной культуры школьников, развития их творческих способностей;
- активно взаимодействовать с родителями учеников, как в виде проведения родительских собраний, так и в виде проведения индивидуальной работы;
- развивать лидерские и организаторские способности учеников путём развития ученического самоуправления;
- анализировать уровень учебной работы учащихся;
- осуществлять помощь каждому ученику в профессиональном самоопределении
по каждому из направлений воспитательной деятельности проводить интересные мероприятия, например тематические классные часы, викторины и конкурсы, праздники, игры, турниры и т. д.
Для того чтобы воспитательная работа была результативной, учителю следует заботиться о постоянном повышении своей психолого-педагогической компетенции.
Важнейшим направлением воспитательной работы в школе является профилактика вредных привычек, правонарушений и безнадзорности. Опыт педагогов свидетельствует о том, что с этой целью эффективным является проведение следующей работы с учащимися:
- контроль над посещаемостью учащихся;
- популяризация занятости учеников во внеурочное время в секциях и кружках учреждений внешкольной работы, формирующих здоровый образ жизни;
- проведение тематических профилактических часов, беседы, обсуждения, встречи с интересными людьми, специалистами, докторами;
- проведение специализированных тренингов и игр;
- организация конкурсов сочинений;
- кинолектории.