Принято считать, что готовность ребёнка к систематическому обучению в школе — это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического труда не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья. Психологами доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации.
У них гораздо чаще проявляются различные трудности в обучении. Фактически «неготовые дети» — это риск испытать наибольшие трудности, усугубить имеющиеся отклонения в состоянии здоровья.
При проверке уровня подготовленности ребёнка к школьному обучению учитывается ориентировка в окружающем, запас общих представлений, отношение ребёнка к школе, а также качество звукопроизношения ребёнка, памяти, уровень развития интеллекта.
Нормальная адаптация в новых условиях во многом определяется уровнем волевого развития. У разных детей этот уровень оказывается различным, но для успешной учёбы необходимо, чтобы ребёнок сумел безболезненно принять новые требования учителя, должен принять и понять относительную условность общения и нормы поведения.
Особое значение а психологической готовности ребёнка к школе имеют способности или предпосылки в овладении некоторыми специальными знаниями и навыками. Психологи называют эти предпосылки «вводными навыками». Поэтому важнее не учить ребёнка читать, а развивать речь, способность развивать звуки; не учить писать, а создавать условия для развития моторики и способность движения руки и пальцев.